Основная образовательная программа начального общего образования
Описание образовательной программы
Основная образовательная программа начального общего образования
МБОУ «Красноключинская ООШ» разработана в соответствии с требования
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования) к структуре основной образовательной программы,
определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне
начального общего образования и направлена на формирование общей
культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для
самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей
социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и
самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся
(утверждѐн приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября
2009 года № 373, приказ зарегистрирован Минюстом РФ 22.12.2009г., рег.
№17785, с последующими изменениями).
Основная образовательная программа начального общего образования
(далее – ООП НОО) определяет содержание и организацию образовательного
процесса на уровне начального общего образования. В ООП НОО
представлены все разделы в соответствии с требованиями ФГОС к структуре
ООП НОО.
Основная образовательная программа начального общего образования
содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает: - пояснительную записку; - планируемые
результаты освоения обучающимися основной образовательной программы
начального общего образования; - систему оценки достижения планируемых
результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования.
Содержательный раздел включает следующие программы: - программу
формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уровне
начального общего образования; - программы отдельных учебных предметов,
курсов и курсов внеурочной деятельности; - программу духовнонравственного развития, воспитания обучающихся на уровне начального
общего образования; - программу формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни; - программу коррекционной работы.
Организационный раздел включает: - учебный план начального общего
образования; - план внеурочной деятельности; - систему условий реализации
основной образовательной программы в соответствии с требованиями
Стандарта; - сетевой график (дорожную карту) по формированию
необходимой системы условий.
Пояснительная записка раскрывает:
1) цели реализации основной образовательной программы начального
общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями
Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной
программы начального общего образования;
2) принципы и подходы к формированию основной образовательной
программы начального общего образования и состава участников
образовательного процесса конкретного образовательной организации;
3) общую характеристику основной образовательной программы
начального общего образования;
4) общие подходы к организации внеурочной деятельности.
Планируемые результаты освоения основной образовательной
программы начального общего образования:
1) обеспечивают связь между требованиями Стандарта,
образовательным процессом и системой оценки результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования;
2) являются основой для разработки основной образовательной
программы начального общего образования образовательных учреждений;
3) являются содержательной и критериальной основой для разработки
рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а
также для системы оценки качества освоения обучающимися основной
образовательной программы начального общего образования в соответствии
с требованиями Стандарта.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы начального общего образования уточняют и
конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и
предметных результатов как с позиций организации их достижения в
образовательном процессе, так и с позиций оценки этих результатов.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения
основной общеобразовательной программы начального общего образования:
1) закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности,
описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав
инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и
границы применения системы оценки;
2) ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное
развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов
освоения содержания учебных предметов начального общего образования и
формирование универсальных учебных действий;
3) обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования,
позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных
результатов начального общего образования;
4) предусматривает оценку достижений обучающихся (итоговая оценка
обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального
общего образования) и оценку эффективности деятельности образовательной
организации;
5) позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений
обучающихся. Учебный план начального общего образования обеспечивает
введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий
объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся,
состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам
обучения).
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных
особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной
деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям
развития личности (спортивнооздоровительное, духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через
такие формы, как экскурсии, кружки, секции, "круглые столы", конференции,
диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования,
поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на
добровольной основе в соответствии с выбором участников
образовательного процесса.
План внеурочной деятельности школы определяет состав и структуру
направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для
обучающихся на уровне начального общего образования с учетом интересов
обучающихся и возможностей школы.
3 Программа формирования универсальных учебных действий у
обучающихся на уровне начального общего образования содержит: описание
ценностных ориентиров содержания образования на уровне
начального общего образования; связь универсальных учебных
действий с содержанием учебных предметов;
характеристики личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;
типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных универсальных учебных действий; описание
преемственности программы формирования универсальных учебных
действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся
на уровне начального общего образования направлена на обеспечение
духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной,
внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической
работе образовательной организации, семьи и других институтов общества. В
основу этой Программы положены ключевые воспитательные задачи,
базовые национальные ценности российского общества.
Программа предусматривает приобщение обучающихся к культурным
ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым
национальным ценностям российского общества, общечеловеческим
ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и
обеспечивает: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих
обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
формирование целостной образовательной среды, включающей урочную,
внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историкокультурную, этническую и региональную специфику; формирование у
обучающегося активной деятельностной позиции.
Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни обеспечивает: формирование представлений об
основах экологической культуры на примере экологически сообразного
поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование
заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения
правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего
характера учебной деятельности и общения; формирование познавательного
интереса и бережного отношения к природе; формирование установок на
использование здорового питания; использование оптимальных
двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и
иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой
и спортом; соблюдение здоровьесозидающих режимов дня; формирование
негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная
двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие
психоактивные вещества, инфекционные заболевания); становление умений
противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя,
наркотических и сильнодействующих веществ; формирование потребности
ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с
особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности
самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования
навыков личной гигиены; формирование основ здоровьесберегающей
учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу,
создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и
приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и
простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Программа коррекционной работы направлена на обеспечение
коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с
ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой
категории в освоении основной образовательной программы начального
общего образования. Программа коррекционной работы обеспечивает:
выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными
возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и
(или) психическом развитии; осуществление индивидуально
ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии); возможность освоения детьми с ограниченными возможностями
здоровья основной образовательной программы начального общего
образования и их интеграции в образовательном учреждении. Программы
отдельных учебных предметов, курсов обеспечивают достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования. Программы отдельных учебных предметов,
курсов разработаны на основе: требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования; программы
формирования универсальных учебных действий.
Программы отдельных учебных предметов, курсов содержат:
- пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели
начального общего образования с учетом специфики учебного предмета,
курса;
- общую характеристику учебного предмета, курса;
- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
конкретного учебного предмета, курса;
- содержание учебного предмета, курса; - тематическое планирование с
определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
- описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса .
Система условий реализации основной образовательной программы
начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта
разработана на основе соответствующих требований Стандарта и
обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования. Система
условий учитывает особенности образовательной организации, а также его
взаимодействие с социальными партнерами (как внутри системы
образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия).
Система условий содержит:
- описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических,
финансовых, материально-технических, а также учебно-методического и
информационного обеспечения;
- обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в
соответствии с 5 приоритетами основной образовательной программы
начального общего образования образовательной организации;
- сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой
системы условий; - контроль за состоянием системы условий.
Программа адресована учащимся 1-4 классов и их родителям, учителям.